MYCROFT.su
Click to order
Total: 
Ф.И.О. (полностью)
(может быть необходимо для курьерских и почтовых служб)
Ваш e-mail
Телефон
Доставка
Адрес доставки
Авторские статьи от Зайцева Романа. 

Виды и типы наушников. Что лучше и как выбрать наушники. 

Статья обобщающая серию статей посвященную разным типам наушников и из потенциальным возможностям. 
Предисловие

Осознавая, что статей и роликов о видах и типах наушников выпущено уже дикое количество я не особо хотел делать ещё один. Но, какое-то связующее звено мне все равно было нужно, для того, чтоб вся тема выбора наушников могла иметь некую опорную точку. И никакой другой темы на эту роль я - увы - придумать не мог.
Но, чтоб было интереснее читать (и смотреть), я могу обещать, что в данной статье вы увидите не самый стандартный подход к этой теме.


Но, перед началом мы должны договорится о неких принципах.
Первый. Само собой, когда мы говорим о возможностях тех или иных типов наушников мы говорим исключительно о максимальном современном и практическом потенциале. Иными словами, мы игнорируем обе крайности.
Мы предполагаем, что продукт сделан максимально качественно, но в то же время без применения "эльфийских" технологий. И кроме этого, не строим предположений о том, какие прорывы возможны в данной тематике в ближайшем будущем.

И второй - если кто-то не согласен с моими выводами о преимуществах или недостатках того или иного типа наушников просто потому, что ему нравится слушать что-то конкретное то… это его проблемы :) Каждый волен соглашаться с выводами или не соглашаться, но я строю свои выводы на основании почти пятнадцати лет работы в теме портативного звука совмещая в себе профессии обозревателя, разработчика, продавца и пользователя. 

И на этом мы переходим к основной теме. 


Виды и типы наушников.

Так и не выяснив, что в народе считают «Видом», а что «Типом» наушников (обычно оба эти слова используются в одном и том же контексте), для себя решил: разделять на «виды» наушники буду по потребительским свойствам (размер, вариант ношения, качественный уровень и т.д.); ну а «типы» будут разделяться по конструктивным особенностям излучателей. Так будет проще доносить материал, не путая разные свойства товара.

И проще всего начать с описания типов наушников, которые в наше время наиболее распространены. Это:
Динамические, Арматурные, Составные (гибридные или многодрайверные), Изодинамические и Электростатические.
Последние два чаще всего называют так же планарными наушниками, исходя из их конструктивных особенностей, о коих позже.


Так же в мире существуют ещё пара - тройка различных типов излучателей, таких как пьезоэлектрики или электреты или что там ещё было придумано человечеством. Их мы вносим с раздел "остальные". А также, забегая вперёд, в раздел "хреновые", где они и будут покоиться в забвении. Хотя бы потому, что самостоятельно они практически никогда не используются, в силу посредственного качества, а в составе многодрайверов никаких преимуществ не имеют.

Далее
Классическим разделением наушников на виды, является их разделение по типу ношения. Это:

Наушники полноразмерные, охватывающие ухо - по отношении к ним частенько используют слово "мониторный".
И хотя это не совсем правильно, так как "мониторность" — это сфера применения, а отнюдь не конструктивная особенность, мы так же будем использовать это словечко. Просто, потому что данное слово уже прочно укоренилось в лексиконе. 

За охватывающими наушниками обычно следуют наушники накладные - те, что ложатся прямо на ушную раковину.

Далее идут наушники - вкладыши, так же называемые "таблетками", которые вкладываются в ушную раковину но не вставляются в ушной канал. 

И затем наушники внутриканальные. Или проще и привычнее – наушники - затычки, которые частенько безграмотно называют вакуумными наушниками.
Кстати, в тусовке аудиофилов к ним уже прилипло ещё одно обозначение - ИЕМЫ. От англоязычного In Ear Monitors то есть IEM. Дословно - внутри ушные мониторы.


И, конечно, все они делятся на два подвида – проводные и беспроводные. Но по беспроводным наушникам планируется отдельная статья, и сегодня их рассматривать не будем

И, откровенно говоря, это стандартное разделение на виды, мне кажется давно устаревшим и не актуальным. И вот почему.


Устаревшая схема рекомендаций. (отвлеченные размышления, можно не читать)

Ещё несколько лет назад любой эксперт на вопрос "какие наушники купить" с ходу отвечал:

"Если вы хотите качественный звук - то вам нужны исключительно охватывающие ухо - мониторные полноразмерные наушники. В крайнем случае очень хорошие накладные. Но это только домашнее применение. Если же вам надо что-то в дорогу, и при этом более-менее толковое, то вам нужны не самые привередливые накладные наушники. Если же важна компактность, то придётся смириться с сильной потерей качества и смотреть в сторону вкладышей или наушников-затычек".

И всё. Никакого анализа уровня, никакого упоминания типов излучателей и т.д. Просто "большие = качественные, маленькие = не очень". И по умолчанию подразумевалось, что все это - динамические модели.

Конечно, и раньше кое кто пытался рассказать о электростатических или изодинамических наушниках, а кто-то знал и о арматурном излучателе, но на массовый рынок и на анализ его со стороны СМИ это не влияло от слова совсем. Хотя бы потому, что все эти продукты были уделом мелкой аудитории "фриков" от аудиофилии, да и самих образцов было не так много.


Но, буквально десяток лет назад ситуация очень и очень сильно изменилась. Во-первых, началась эра мобилизации населения и рынок затребовал большое количество наушников для портативного применения. Началось активное освоение Китайцами балансной арматуры и развития ими же темы H-iFi HiEnd плееров. Или вернее темы портативного хай-фая в комплексе. Да ещё доктор Фанг (HiFiMan) заново заставил мир посмотреть на тему изодинамических наушников под новым углом.

В силу этого, рынок наушников почти полностью видоизменился. С одной стороны, рост доступности, качества и удобства наушников-затычек практически полностью выкинул с рынка накладные наушники и наушники-вкладыши. Сейчас они если и делаются, то либо в силу каких-то маркетинговых закидонов, либо просто чтоб не терять аудиторию тех, кто из принципа не хочет носить ни затычки ни большие охватывающие ухо наушники.

С другой стороны, на рынке появилось большое количество портативных источников, для которых не составляет проблем раскачать любые наушники, даже те, которые ранее рассматривались исключительно как "стационарные", домашние.

Из всего этого следует, что следуя старой методе всё что мы можем порекомендовать к выбору это: "если вам надо что-то хорошее для дома - берите что угодно. А если вам надо что-то в дорогу - тоже, берите что угодно".
Прямо скажем, не самые ценные рекомендации.
И вот поэтому я в какой-то момент для себя стал применять иную схему разделения наушников. И именно о ней мы ниже и поговорим.
О потенциалах и о качестве.

В наше время способ ношения и форм-фактор практически никак не отображает качественного уровня наушников. Вы с равным успехом можете искать себе лучший звук как среди больших и тугих мониторов, так и среди маленьких, компактных, чувствительных IEM(ов). И ещё не факт, где найдёте своё счастье быстрее.

Равным образом формфактор никак не указывает и на область применения. Хотите взять в лес большие и тугие изодинамические наушники? Да за милую душу - если не лень тащить оные и источник под них. Хотите слушать в своём уютном кресле затычки? Как вам угодно — вот вам 48-ми драйверные наушники-затычки ничуть не уступающие большим мониторным наушникам.

Но, встаёт небольшая проблемка, для нас продавцов. Если человек новичок, и совсем не в теме - какие рекомендации ему дать для ознакомления с рынком, ведь старые то не работают? Видов ношения остаётся, по сути, всего два - затычки и большие охватывающие ухо наушники. А типы излучателей обычному человеку вообще ничего не говорят.

И вот тут я рискну познакомить вас с ещё одним видом деления, которое я ввёл для своего личного пользования некоторое время назад. Конкретно - по уровню возможного качества - по потенциалу. А именно:

Хреновые
Нормальные
Хорошие или оптимальные.
Качественные
Условно, сверхкачественные.

Сразу скажу - Хреновые введены исключительно для всяких там "остальных" типов излучателей. Реально мы его рассматривать не будем. А вот об остальном немного поговорим.
Но сразу предупреждаю - в этой статье (или ролике) я буду приводить конечные выводы, но не буду объяснять как именно к этим выводам я пришёл. Ибо тема эта долгая и нудная и для одной статьи слишком велика. Рассмотрим эту тему в статьях посвящённых конкретным излучателям.

И если кому хочется увидеть упрощённый результат всего того, что будет сказано ниже, вы можете глянуть на приложенную к тексту табличку. Не могу сказать, что она может служить руководством к выбору, но на роль своеобразного содержания, чтоб не сбиться с линии повествования, она вполне сгодится.
упрощенная табличка для оценки максимально возможного уровня разных типов наушников
И ещё немного о качестве.

Думаю, стоит так же объяснить, чем отличаются друг от друга, например качественные и сверхкачественные наушники, раз деление по уровню будет для нас основным.

На самом деле разницы между этими двумя состояниями качества не так много. Равно как между хорошими и качественными и так далее. Данное деление не отображает тотального доминирования одних технологий над другими. Скорее оно отмечает разницу между лучшими представителями разных технологий и то, не по всему спектру возможностей, а в каких-то отдельных нюансах.

Стоит напомнить тем, кто забыл. Все - буквально все до единой, технологии, которые сейчас используются в наушниках — это технологии седой древности. Но, одни из них развивались на протяжении десятилетий и почти достигли пика своих возможностей. Другие, может быть более совершенные, в силу разных причин временно были забыты и не получали своего развития. Ну а третьи вообще использовались в каких-то иных областях науки и техники и только относительно недавно попали на рынок хай-фай аудио (балансная арматура, например).

Соответственно каждая из них обладает своими наборами плюсов и минусов, обусловленными как конструкцией, так и текущим развитием. Что, на данном этапе не даёт какой-то одной технологии тотального преимущества. Инженерные таланты в реализации конкретных задач оказывают куда больше влияния на конечный результат чем сами технологии. По крайней мере, повторяю, на данном этапе эволюции.
Что будет ещё через пару-тройку лет - кто знает.

Тем не менее, отдельные особенности конструкции в совокупности с современным уровнем производства, новые материалы и технологии сборки все-же создают качественную разницу между разными типами наушников. Которая может и не велика, но для многих может оказаться принципиальной.

Собственно говоря, именно эту размытость в зависимости от реализации, а также в зависимости от доли моделей того или иного уровня на рынке и показывает градиентная заливка в табличке.

Грубый пример, чтоб показать смысл.
Допустим, лучшие динамические наушники в целом пока ещё не догнали лучшие изодинамические модели по уровню. Но, среди изодинамических наушников таких которые реально могут претендовать на звание "сверхкачественных", буквально единицы, в то время как основная масса изодинамических наушников на рынке в общем-то такой-же компромиссный товар, как и наушники динамические. И учитывая относительную бедность этого рынка, реально «сверхкачественных» не так уж и много и найти их сложнее.

В то же самое время да - лучше динамические наушники даже близко не стоят с лучшими изодинамическими, но зато среди ассортимента динамических наушников намного проще найти действительно великолепный компромисс. Причём именно тот, что понравится именно вам, так как вариаций звучаний за десятилетия развития динамика было наштамповано тонны.

В общем стоит иметь в виду то, что табличка имеет не просто гипотетический, а именно практический смысл. Да - реальных сверхкачественных динамиков пока что нет, но и среди изодинамиков их не очень то много. Да и те, что есть — это просто лучшие на данный момент, а не "идеальные вообще"

И теперь коротенько опишем суть таблички на словах.

Динамические наушники.

Я решил начать с динамических наушников по следующим причинам.

Во-первых, этот излучатель развивался в течении десятилетий чуть ли не в полном одиночестве, практически не встречая сопротивления ни в одной их возможных областей применения. В силу чего стал доминирующим во всех областях применения и во всех типах и видах наушников.

Во-вторых, его потенциал, даже с учётом новых моделей, использующих разные экзотические материалы и способы изготовления уже почти полностью исчерпан (по крайней мере на данном этапе его эволюции и на основании моего опыта), и нам будет проще проводить анализ и использовать его как отправную точку для сравнения.

Итак.
Если говорить о качественном потенциале, то для динамических моделей потолком является область "качественных" моделей. Условно "сверхкачественный" уровень ими на данном этапе не достижим.
Не спорю, отдельные модели по отдельным моментам уже вполне могут претендовать на этот уровень, но в целом они не ровня тем же изодинамическим или арматурным наушникам (в соответствующих областях) 

Но некоторая ограниченность "по потолку" с лихвой компенсируется массой других сугубо практических достоинств.
Для начала - среди динамических наушников можно найти звук практически на любой вкус и цвет. Их настолько долго производят, и в таком количестве, что иногда случаются казусы. Какая-нибудь сто лет производимая модель, которая уже многократно окупила все затраты на её создание и которая производится уже "по инерции" может стоить сущие копейки и при этом выдавать на удивление шикарный звук.

К сожалению, такие модели редко на слуху и чаще всего о них знает только очень узкая прослойка "подкованных" в теме людей. Но - тем не менее, факт это не отменяет - при желании среди динамиков можно найти настоящий жемчуг за копейки.

К достоинствам так же относится то, что найти приличный и недорогой усилитель под динамические наушники на порядок - два проще чем под любой другой. Отчасти это следствие доминирующего положения динамика - если он чуть ли не единственный на рынке, конечно именно для него и будут оптимизировать всё остальное.

И, наверное, самой сильной стороной динамических наушников является то, что среди них у покупателя самый большой выбор, если есть потребность приобрести закрытые наушники. И особенно приятно то, что закрытость практически никак не ограничивает качественный уровень наушников.
Тут у них конкурентом является разве что арматурные излучатели и только среди наушников-затычек (иемов).

В общем на динамики я бы смотрел если бы у меня была потребность найти максимально качественный звук за минимальные деньги. И особенно, если бы мне нужны были закрытые накладные наушники. А также если вы из принципа ищете приличные наушники-вкладыши, игнорируя наушники внутриканальные. Но вот если бы была потребность найти лучшие IEM или максимальной качественные "мониторы", то я бы смотрел на другие типы наушников. О коих ниже.
Арматурные наушники (однодрайверные).

Арматурный излучатель в наше время является стандартом де-факто в производстве как высококачественных внтуриканальных наушников (iem) так и среди наушников с "авторским звучанием".
Чудовищная гибкость в настройках общей схемы, простота размещения в любых корпусах, в целом наплевательское отношение к "закрытости" (мало того - он создан работать в "закрытых" условиях слуховых аппаратов), малый размер - все это позволило в минимальный срок практически полностью вытеснить любые другие излучатели из области наушников-затычек.

Если говорить о уровне однодрайверных арматурных наушников, то они тянут разве что на "качественные". И хотя на практике даже один-единственный излучатель способен выдать прекрасный звук, нельзя не признать, что его конструкция явно ограничивает потенциал подобных наушников.
По крайней мере - пока что, на данном этапе развития.

В наше время однодрайверные наушники уже не так часто встречаются. И более-менее рассуждать о их уровне можно, разве что исходя из рассмотрения узкого круга "легенд", которые пока ещё не закрылись в производстве и которые успели заполучить свою аудиторию и репутацию до того, как рынок перенасытился многодрайверными и гибридными наушниками.

Поэтому особо подробно рассматривать его нет смысла. И делаем мы это исключительно из-за уважения к редким, но в своё время сыгравшим очень большую роль в становлении портативного аудио моделям. Некоторые из которых производятся и пользуются популярностью до сих пор.

Ну а интересны подобные наушники могут быть тем, меломанам, которым вполне достаточно и "предтопового" качества, но при этом важны стоимость, цена, размеры, удобство и - главное - гармоничность звучания. Последнее, к слову, не маловажно. Так как многодрайверные системы могут быть выше по ТТХ, но при этом чаще всего обладают некоторой разбалансировкой характеров и уровней в различных диапазонах частот.

Существенным минусом является очень ограниченный круг моделей достойных внимания в наше время, так что этот рынок обычно интересен тем, кто уже достаточно хорошо подкован в теме и знает куда смотреть.

Многодрайверные и гибридные наушники

Небольшая вводная.
Говоря "многодрайверы" я буду подразумевать любые комбинации различных излучателей. Да, теоретически гибриды не обязательно могут включать в себя арматуру, но — это настолько редкие (я если честно вообще не припомню таких) вещи, что я не вижу смысла разделять многодрайверы от гибридов.
В наше время в любых многодрайверах присутствует хотя бы один арматурный излучатель, которому отдают самый важный - среднечастотный диапазон.

Самой частой схемой среди гибридов является комбинация динамика для работы на низких частотах, и арматура на всех остальных. Бывает, что в качестве ВЧ излучателей пытаются использовать что-то вроде электретов, пьезоэлектриков и чего-то там ещё. Но принципиально это ничего не меняет, да и встречается намного реже. Поэтому отдельно такие системы мы рассматривать не будем.

Теоретически я лично не вижу каких-то принципиальных препятствий для создания "сверхкачественных" наушников на базе многодрайверов. Но на практике, как и в акустике многополосность налагает свои ограничения на качество. Согласование всех полос, влияние разделительных фильтров, разные возможности разных излучателей, ограниченность самих арматурных излучателей, ограничения, связанные с формой и длинной звуководов для разных излучателей и тому подобное — всё это усложняет путь для достижения идеала.

Собственно, из-за этого многополосные системы, как по мне, принципиально ограничены максимум "качественным" звуком.
Но, с другой стороны, подобно динамическим наушникам среди закрытых накладных, многодрайверные наушники позволяют подобрать звук практически на любой вкус и под любые потребности. Какой бы ни был у вас бюджет и потребности - почти наверняка что-то интересное для себя вы в этом типе наушников найдёте.

Не говоря уже о том, что многодрайверы - чуть ли не единственный тип, который полноценно используется при производстве кастом-мониторов для сценической работы. Впрочем, и не только для сценической. Наушники, собираемые на базе корпусов сделанных по слепку уха - так же весьма уникальная индустрия которая развивается именно благодаря многополосным системам.

Но, за всё приходится платить. Причём, чаще всего - в прямом смысле. Да, существуют многополосные системы с вполне приличным звуком и очень демократичной ценой. Но чаще всего, действительно качественные многополосные затычки (иемы) - вещь не дешёвая. По той причине, что (хороший) арматурный излучатель сам по себе дорогой - на порядок, а то и два, дороже среднего динамического. Даже в массовом производстве. Плюс сама разработка и реализация многополосных схем может быть не дешёвым и не самым простым удовольствием.

Таким образом многодрайверные наушники можно рекомендовать в основном… всем. Но особую прелесть они получают, когда речь заходит о "поиске своего звука" и без ограничения бюджета. Гибкость по настройке звучания в таких системах позволяет любому реализовать свои задумки. Чем пользуются как большие фирмы, так и мелкие частники. Так что вариаций звука среди многодрайверов как психиатрических заболеваний - на любой вкус. Есть даже такие которые позволяют перенастраивать звук простым переключателем тумблера.

Ах да, чуть не забыл. Чисто арматурные или гибридные наушники — это исключительно область наушников-затычек. Были эксперименты использовать арматуру и гибридные схемы во вкладышах и даже мониторных наушниках, но это было откровенным баловством.

Изодинамические наушники.

Изодинамические наушники - единственные в наше время бурного развития портатива, которые могут претендовать на звание "сверхкачественных".
Мало того, только из-за них данный пункт и появился. Кто-то может со мной не согласиться, и сказать, что до момента перерождения изодинамических наушников у нас были наушники электростатические, которые вполне могли их заменить на этом поприще. Но на это замечание я отвечу позже, в соответствующем разделе.

В общем, в изодинамических наушниках мы имеем все плюсы - полный диапазон, великолепное разрешение, низкие искажения и даже - вполне себе неплохой выбор среди разных по характеру наушников.

Ну и все возможные минусы: высокая цена (как самих наушников, так и соответствующего сетапа под них), вес, требовательность к качеству источника и материала.
А также определенная ограниченность выбора. Дело в том, что изодинамик - вещь капризная. Весь свой потенциал он раскрывает как правило только в одном виде наушников. А именно - открытые охватывающие ухо.

Как правило попытки запихнуть изодинамик в закрытый корпус или во внутриканальные наушники заканчивались плачевно. От фирменного качества в них оставалось разве что название и лёгкий окрас.

Впрочем, 2020/2021 года отметились анонсами нескольких моделей, которые, будем надеяться, в корне переломят ситуацию. Появились затычки, а так же закрытые мониторные наушники которые уже в полной мере претендуют на приставку "сверх". И приятно осознавать, что MyST - отечественный бренд - среди тех немногих кто сдвинул эту проблему с места.
Но увы - пока что это единичные отклонения. И не известно, как много таких ещё будет.

Дополнительно отметим, что высокая стоимость - отнюдь не диагноз. Рост количества брендов и их модельного ряда создали достаточно обширный рынок, который по доступности и по цене вполне сравним с динамическими наушниками. По крайней мере, когда речь идёт о уровне цен от средних и выше (в совсем уж дешёвом сегменте пока что изодинамы представлены слабенько). И эти модели хоть и не "сверх", но уже вполне себе легко конкурируют по ценам с качественными динамическими наушниками, как правило будучи во многом лучше их.

И в связи с нашим следующим пунктом, дополнительно отметим, что прелесть изодинамических наушников в том, что им не требуется специальных усилителей. Любой усилитель, подходящий к динамическим наушникам - вполне подойдёт и для изодинамических. Разве что он должен быть достаточно мощным, так как большинство приличных изодинамических наушников имеют не самую высокую чувствительность.

В общем изодинамические наушники как правило представляют интерес для тех, кто вполне готов потратиться, кому требуется максимально возможное качество и чьи родные не имеют ничего против звуков идущих из вашей головы. Впрочем, последнее условие уже не жёсткое. Закрытые модели хоть и очень редки, но тем не менее существуют. И хоть они не все претендуют на "сверхкачество" во всём, но в любом случае обгоняют любые другие типы наушников.
Электростатические наушники.

На мой взгляд, радикально отличающийся от мнения большинства аудиофилов -  электростаты никогда не претендовали на "сверхкачество".

Каюсь, я не слушал всех электростатов в мире, но дело в том, что будучи именно "статами", они на всех проводящих поверхностях несут постоянно присутствующий заряд. Который, если не предпринять никаких защитных мер, будет как магнит притягивать всю пыль, до которой дотянется. Из-за чего в конструкции любых электростатов присутствует защитная плёнка, не дающая пыли осесть на статорах и мембране.

(прим. Впрочем в некоторых моделях данной пленки нету, что вроде как слегка исправляет ситуацию с качеством звука, но глобальнейшим образом снижает надежность наушников! И что особенно неприятно, очень многие из этих наушников имеют очень большой ценник!)

Так что, в подавляющем большинстве случаев звук от мембраны перед тем, как достигнуть уха вынужден как-то взаимодействовать с этой защитной плёнкой. По сути, он банально переизлучается этой защитной поверхностью.
Видимо, отчасти и поэтому все "статы" что я слушал; разных производителей, разного уровня, на разных усилителях, все имели один и тот же узнаваемый без труда окрас.

Хотя я признаю, что в мире и существуют электростатические наушники (или просто - статы) опровергающие на практике мои теоретические предположения. Но - и это ещё один минус данных наушников - убедиться в этом весьма сложно из-за того, что ознакомиться с данными наушниками практически нереально.

Их почти невозможно послушать и сравнить в силу слабой доступности. И невозможно оценить отдельно от связки с конкретным усилителем, так как усилителей на рынке ещё меньше и стоят они часто совсем несуразных денег. Не говоря уже о том, что большая часть этих усилителей - ламповые, то есть изначально окрашенные.

Я уже не говорю о том, что электростатические наушники претендующие на "абсолют" вообще сложно послушать не имея солидной пачки денег, демонстрируемой продавцу. Что откровенно смахивает на впаривание лакшери игрушек. 
К тому же область их использования в принципе ограничена открытыми мониторными наушниками. Были, конечно, попытки сделать затычки и вкладыши на базе электростатов, но это было скорее развлечение - на рынок не повлияло никак.

В общем, хоть я и признаю, что электростаты — это легенда, это уникальный и любимый многими окрас, это, можно сказать некая отдельная культура потребления музыкального контента. Но все-же потенциал технологии весьма ограничен, равно как и удобство использования. И все это при повышенном ценнике. Так что интересен этот продукт в основном только тем, кто принципиально хочет именно статы, именно их окрас, именно эту культуру и для кого деньги не имеют такого значения на фоне достижения своего идеала.

Для всех остальных они никакого интереса не представляют, так не дают ни превосходства в качестве, ни удобства использования, ни широты выбора, ни доступной цены.
Made on
Tilda